КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИДА
- Опубликовано: 10.02.2016, 10:34
Как понять таких детей, помочь им?
Суицид рассматривается как ведущая причина смертей во всем мире, поэтому он является значительной общественной проблемой. Не секрет, что за последние годы в нашей новой, демократической России возросло количество самоубийц среди детей и подростков.
По данным департамента здравоохранения Краснодарского края за период 2004-2009гг. зарегистрировано 931 суицидальная попытка несовершеннолетних, из них 771 незавершенная попытка, и 160 детей и подростков края (в возрасте до 18 лет) покончили жизнь самоубийством. Как в случаях незавершенных, так и завершенных суицидальных попыток, по возрасту значительно преобладали подростки 15-17 лет (более70%).
В случаях истинных суицидальных намерений – это наиболее травматичные способы – повешения, падения с высоты. В случаях же привлечения внимания к себе и своими проблемами таким неадекватным способом – медикаментозное отравление. Вскрытие поверхностных вен запястья выбиралось чаще для привлечения внимания, но данный способ встречался и при истинном суицидальном поведении. Важно отметить, что по данным управления по делам несовершеннолетних ГУВД края, подавляющее большинство семей, дети и подростки из которых совершали попытки самоубийства – формально не являлись асоциальными. Родители имели достаточный образовательный уровень, а зачастую и социальный статус, они не состояли на учете психиатра, нарколога, не злоупотребляли алкоголем и наркотиками, не были замечены в каких-либо криминальных действиях. Однако, очевидно, что внутрисемейные отношения в данных семьях были грубо дизгармоничными, равнодушными, отвергающими и как следствие, в судьбах собственных детей родители заинтересованы не были.
Помните, что подростки часто повторяют суицидальные попытки, причем следующая попытка нередко бывает более тяжелой, поскольку в ней учитывается опыт неудавшейся. Даже если подросток совершает демонстративную суицидальную попытку в целях воздействия на окружающих, этот способ разрешения ситуации – и есть большая опасность переигранной демонстрации, последствия которой могут быть весьма плачевными.
РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ЧТО АФФЕКТЫ РАЗРУШИТЕЛЬНЫ ДЛЯ ПОДРОСТКА. СУИЦИДАЛЬНАЯ УГРОЗА, ВЫСКАЗАННАЯ В АФФЕКТЕ, КАК ПРАВАИЛО, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ, И ПОСЛЕДСТВИЯ БЫВАЮТ ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛЫМИ.
Если скандал разгорелся, нужно остановится, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире – все станет реально опасным, угрожающим его жизнь.
КАК ПОМОЧЬ?
- 1. Установите заботливые взаимоотношения с ребенком. Не читайте ребенку моралей, а всячески поддерживайте его. Для подростка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота, участие и доброе слово близкого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося ребенка.
- 2. Будьте внимательным слушателем. Если ребенок страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.
- 3. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того подростка еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту. Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь меня, какие несчастья и позор ты влечешь на свою семью?» Но, возможно, за ними скрывается именно та мысль, которую желает осуществить подросток. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию вы можете не только проиграть спор, но и потерять ребенка.
- 4. Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если ребенок ответит: «Нет», - то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса. Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у ребенка ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства.
- 5. Не нужно заставлять ребенка прыгать выше головы. Может, те результаты, которые он сейчас показывает, - это его планка.
- 6. Уважайте ребенка, его мнение, не вбивайте ему в голову свои стереотипы. Он личность.
- 7. Также не следует поучать и указывать на все те причины, по которым подросток обязан жить. Вместо этого нужно больше слушать и стараться убедить его в том, что депрессии и суицидальные тенденции излечимы.
- 8. Обратитесь за помощью к специалистам. При суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов. Специалисты способны понять сокровенные чувства, потребности и ожидания человека.
Врач психиатр Демишев А.В.