Здоровое питание детей

В последние годы питание детей России стало значительно более однообразным с преобладанием дешевых продуктов. Дети стали потреблять много кондитерских изделий и сладостей. При этом продукты  с высоким содержанием белка и полисахаридов все больше и больше вытесняются из рациона. Следствие этого- дисбаланс поступления основных пищевых веществ, белково-энергетический дефицит в питании. Выявлен дефицит макро и микронутриентов в питании и в первую очередь витаминов. Обеспеченность российских детей витаминами составляет лишь 13-60% от нормы. Анализ показателей физического  развития учащихся общеобразовательных школ России выявил дисгармоничное развитие у 35%. В два раза увеличилось число лиц призывного возраста, получивших отсрочку от службы в армии из-за низкого физического развития. Выявлено более значительное число детей с низким ростом ( на 8-10%) по сравнению с  международными стандартами. Одной из основных причин задержки роста является недостаточное питание.

Последние годы характеризуются стойким ухудшением показателей здоровья жителей Кубани. Анализ динамики общей  заболеваемости населения Краснодарского края в возрасте от 0-14 лет за последние три года позволил выявить увеличение числа детей с патологией органов пищеварения - в 1,5 раза , болезнями эндокринной системы, расстройствами питания, нарушением обмена веществ и иммунитета в 1,2 раза. Кроме того увеличилось  число детей страдающих анемией, бронхиальной астмой. По данным проф.осмотров увеличилось число детей школьного возраста с патологией зрения на 61 %, осанки-36%, сколиозов на 157%.

Ученные доказали, что правильное питание в детстве определяет и длительность человеческой жизни и сроки трудоспособности. Кроме того, от питания зависит в каком возрасте ,и какая хроническая патология проявится у человека. Для детей всех возрастных групп важно соблюдать режим питания, который включает:

  1. Количество приемов пищи в течение всего дня
  2. Распределение пищи в течение дня по приёмам
  3. Время приёма пищи в течение суток
  4. Интервал между приёмом пищи
  5. Время, затрачиваемое на еду
  6. Интервалы между последним и первым приёмами пищи (не более 11 час.)

Если соблюдаются  режимные моменты, то у детей обычно нормально функционирует пищеварительная система, нормально усваивается пища, что обеспечивает  правильный обмен веществ и хорошее самочувствие. Организация правильного питания важна во все возрастные периоды детства, в т.ч. в школьном и подростковом  возрасте. Здесь важно предусмотреть все ключевые моменты, обеспечивающие адекватное питание. К ним относится удовлетворение физиологических потребностей в основных пищевых веществах и энергии для детей школьного возраста, а с 11 лет необходимо еще учитывать и половое различие, высокую  скорость роста, завершающуюся формированием скелетной мускулатуры, легочной и сердечно - сосудистой системы, перестройка  нервно-эндокринной сферы, совершенствование деятельности центральной нервной системы. Нельзя забывать  и о высокой учебной нагрузке, которая ложится на детей этого возраста.

В условиях интенсивного школьного процесса отмечаются негативные изменения в состоянии здоровья детей и подростков: замедление физического, нервно- психического и полового развития, увеличение числа детей с хронической патологией. Кроме  влияния  внутришкольных факторов, дополнительно сформировались следующие факторы, приводящие к развитию так называемых « Школьных болезней». Это и переуплотнённость школ, интенсивность учебного процесса,  учебный стресс: снижение двигательной  активности среди учащихся, выраженная несбалансированность питания, в т.ч. отсутствие горячего питания  в школах. Ученные установили, что у первоклассников, даже из социально наиболее благополучных семей, обучающихся в школах нового вида, отклонения в физическом развитии  обусловлены пониженной массой тела. Этот факт следует рассматривать в двух аспектах: как индикатор неблагополучия в организации  питания детей и как один из сигналов, свидетельствующих о необходимости особого внимания к здоровью детей, обучающихся в школах с увеличенным объёмом учебной нагрузки. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Чтобы питание школьников было сбалансированным, разнообразным, необходимо придерживаться физиологически обоснованного ежедневного набора натуральных продуктов (мясо, рыба, яйцо, масло сливочное, овощи, фрукты). Все эти продукты не употребляются ежедневно. К числу  ежедневно употребляемых продуктов относятся молоко, мясо, сахар, хлеб, овощи, фрукты. А такие как сыр, творог, яйцо, рыба, используются несколько раз в неделю. Готовую пищу школьнику не следует повторять в течение суток крупяные, мучные или макаронные изделия. Овощи и фрукты в любом виде желательно включать в каждый приём пищи. Овощные блюда можно предлагать как самостоятельные, так и в качестве гарниров. Крупяные лучше комбинировать с молоком, творогом. Не следует  включать в рацион школьников жирные мясные блюда. Рыба должна содержать небольшое количество межмышечных костей. Поэтому лучше давать морскую рыбу и рыбное филе. Зимой можно давать замороженные овощи и фрукты, консервированные фрукты, отвары из сушенных плодов шиповника, чай с лимоном.

Таким образом, питание детей является одним из ключевых факторов определяющих их адекватный рост и развитие, их устойчивость к воздействию неблагоприятных внешних факторов.

Можно очень много говорить и говорить и правильном рациональном питании. Никто кроме нас не позаботится о наших детях, об их здоровом будущем!