Профилактика детского травматизма

Детский травматизм условно можно разделить на пять типов в зависимости от места, где ребенок может получить травму:

  1. бытовой (травмы, которые возникают дома, во дворе, в детском саду);
  2. уличный (в первую очередь транспортный, но также и не связанный с транспортом);
  3. школьный;
  4. спортивный;
  5. прочий.

Бытовой травматизм — самый распространенный, и причина его в большинстве случаев — невнимательность родителей, которые не только оставляют ребенка без присмотра, но и оставляют в доступных местах опасные для ребенка предметы, не закрывают окна и т.п.

Способы профилактики детского травматизма зависят от возраста ребенка. В грудном возрасте, например, особо важен постоянный надзор. Детский травматизм в младенческом возрасте целиком и полностью на совести родителей. Чем старше становится ребенок, тем большую важность приобретает объяснение правил техники безопасности. Когда ребенок идет в школу, родители частично перекладывают ответственность за детский травматизм на классных руководителей, учителей физкультуры, труда и ОБЖ. Охрана здоровья детей - важнейшая задача, как воспитателей, так и родителей. В связи с этим остро встает вопрос о профилактике детского травматизма.

Профилактика травматизма

В предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребенка. Хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Следовательно, занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребенка, но и одной из мер профилактики травматизма.

 Опыт показывает, что большинства детских травм можно избежать при соблюдении простых правил безопасности. В первую очередь, родители не должны забывать, что дети требуют особого внимания: они очень подвижны, активны, любознательны, часто недооценивают степень опасности и переоценивают собственные возможности. Ниже перечислены основные мероприятия, которые помогут снизить вероятность травм у детей.

    Общие мероприятия:

  • • Контроль (но   не   надзор!)   за   деятельностью   ребенка,   поощрение самостоятельности под ненавязчивым присмотром взрослых.
  • • Беседы с ребенком о возможности травм и способах их предупреждения. При этом информация должна преподноситься не в форме запретов  и требований ("Нельзя!", "Не трогай!"), а в форме доступного объяснения ("если прикоснуться к горячему утюгу, будет ожог – кожа покраснеет, может появиться пузырь — это очень больно и очень мешает; поэтому надо быть особенно осторожным с горячими предметами"). Также важно следить за своими словами, не давать детям отрицательных установок; "упадешь!" "ударишься!". Чтобы этого не произошло, гораздо лучше сказать: "Смотри под ноги", "Будь внимателен!"
  • • Формирование у ребенка чувства ответственности за свои действия
  • • Развитие ловкости, гибкости, быстроты, координации, общей и мелкой моторики
  • • Правильное питание,     обеспечивающее     пропорциональный рост гармоничное физическое и психомоторное развитие.

Дома:

  • • Стеклянные межкомнатные двери, дверцы шкафов а также двери и дверцы со вставками из стекла должны быть устроены или защищены так, чтобы ребенок не смог разбить    стекло    при    прямом    ударе,    при    сильном открывании или закрывании.
  • • Горячие кастрюли на плите, включенные конфорки, передние панели газовых плит и электроплит, горячий утюг могут стать причинами ожогов и у детей до 3 лет, и у дошкольников
  • • Для профилактики ожогов кипятком родители должны контролировать и регулировать температуру воды, вытекающей из бытовых водопроводных кранов (когда ребенок принимает душ, моет руки, умывается), особенно зимой.
  • • Все выключатели,   электрические   звонки   и   прочие   электрические устройства,   с   которыми   ребенок   начинает   обращаться,   должны   быть исправны. Электрические розетки в доме должны иметь надежные заглушки. Это не только предохраняет малыша от электротравм, но и воспитывает в нем уважительное отношение к электричеству
  • • Дошкольников (5-6  лет)  нужно  постепенно  знакомить  с  правилами обращения с электроприборами. Ребенок должен видеть, что родители всегда соблюдают технику безопасности, включают и выключают приборы только сухими руками, аккуратны при обращении с электрическими розетками (в том числе придерживают пластмассовые короба розеток, когда вставляют и вынимают электрические вилки). Самостоятельно (без контроля взрослых) ребенок пользоваться электроприборами пока не может.
  • • На балконе и у открытых окон ребенок может находиться только под присмотром взрослого.
  • • Шкафы, полки и прочая мебель должны быть прочно закреплены (частая причина травм – опрокидывание шкафа при открывании дверцы). Статуэтки вазы, стеклянную посуду следует устанавливать так, чтобы ребенок во время игры не мог их случайно уронить.
  • • Необходимо, чтобы ребенок учился правильно вести себя за столом пользоваться столовыми приборами, знал, что выходить из-за стола во время еды не только некультурно, но и опасно (пища может "попасть не в то горло"). Во время еды недопустимы шалости и игры!
  • • Все лекарственные препараты, в том числе такие "безобидные" как йод, зеленка должны быть   надежно   убраны.   К   опасным   местам   хранения лекарств  относятся сумочки, холодильники и полки в ванной комнате. 
  • • Средства бытовой химии, удобрения, химикаты (пестициды, гербициды и т.д.), краски, растворители и другие ядовитые, токсические, едкие взрывоопасные вещества должны храниться так, чтобы ребенок не мог получить к ним доступа.
  • • Нужно учитывать, что причиной отравления ребенка могут быть вещества как столовый уксус, питьевая сода, а также шампуни, декоративная косметика.   Все   эти   средства  не  должны   быть   доступны ребенку.
  • • Алкогольные напитки следует хранить в недоступных детям местах.

На улице и во дворе:                                                   

  • • Во время прогулки нельзя оставлять ребенка без присмотра взрослых.
  • • Ребенок должен усвоить  правила  поведения  на  качелях  (держаться обеими руками, сидеть в центре сидения, не пытаться слезть или, тем более, спрыгнуть,  до  полной  остановки),  на горке  (не съезжать  с горки вниз головой, следить за движениями других детей).
  • • Следует познакомить   ребенка   с   правилами   дорожного   движения Дошкольник должен понимать, что переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу, лучше – регулируемому – на   зеленый сигнал  светофора,  предварительно убедившись, что  в  непосредственной близости  от  "зебры"  нет  движущихся  автомобилей.  Родители  должны обязательно выполнять правила дорожного движения сами (и как пешеходы, и как автомобилисты), помнить, что ребенок копирует их поведение.
  • • В автомобиле ребенок может ездить только при наличии специального детского кресла (средства ограничения подвижности ребенка в автомобиле) Рекомендуется, чтобы во  время  поездки  ребенок находился  на заднем сидении автомобиля. Необходимо объяснить малышу значимость средств безопасности (кресло,   ремень,   подушка  безопасности)  для  защиты  от транспортных травм.