Мамина радость

В первые дни жизни новорожденный все еще переносит стресс. Нелегко ребенку приходится в этот момент, обычно первые три дня детки даже сбрасывают вес, который, правда, потом успешно набирают. Конечно, приспосабливаться к этим условиям ребенку помогут наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Прежде всего, это пищевые рефлексы. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Рефлексы закрывания глаз на действие яркого света, громкого звука возле головы. Мозг у новорожденного продолжает развиваться. Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Если, допустим, в комнате младенца раздается громкий резкий звук, то ребенок замирает и замолкает (не советую часто так экспериментировать над ребенком). Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в его направлении. Зрительное сосредоточение ребенка проявляется так же – он замирает и задерживает ненадолго взгляд на чем-то ярком. Кстати, оно появляется на 3-5 неделе. Новорожденный поначалу очень много времени проводит во сне или дремотном состоянии, но с каждым днем становится все больше и больше периодов бодрствования. Постепенно, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму (ну или другого ухаживающего за ребенком человека, бывает и такое), останавливает взгляд, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Т.е. появляется потребность в общении, а это значит, что ребенок переходит в своем психическом развитии в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается младенчество. Можно только удивляться скорости роста и развития младенца. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес – почти в 2 раза. Ребенок начинает все более интенсивно и успешно двигаться и, значит, приобретает большие возможности для познания окружающего мира. Примерные сроки в физическом развитии отражены в таблице:

Время появления движений           Развитие моторики

1 месяц                                              Поднимает подбородок

2 месяц                                              Поднимает грудь

3 месяц                                              Тянется за предметом, но, как правило, промахивается

4 месяц                                              Сидит с поддержкой

5-6 месяц                                           Хватает рукой предметы

7 месяц                                              Сидит без поддержки

8 месяц                                              Садится без посторонней помощи

9 месяц                                              Стоит с поддержкой; ползает на животе

10 месяц                                            Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками

11 месяц                                            Стоит без поддержки

12 месяц                                            Ходит, держась одной рукой

Зрительное восприятие в младенческом возрасте совершенствуется, после второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. Становится возможным прослеживание движений. И наконец-то, в 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное. Он различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Развивается также пространственно восприятие. Очень многое в этот период зависит от вас, родители, т.к. познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Что касается движений руки, то движения, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложной координации. Во втором полугодии развитие движений руки очень интенсивно. Он размахивает предметами, стучит, кусает, перекладывает из руки в руку, бросает. После 10 месяцев появляются первые подражающие действия, позволяющие относительно верно использовать предметы (катает машинку, бьет по барабану и т.д.). Восприятие и действие – это та основа, на которой формируется мышление ребенка в этот период. В течение года усложняются задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность. Во втором же полугодии ребенок может найти и полностью закрытый предмет. Что происходит с памятью? Узнавание уже доступно в самом раннем младенчестве, ребенок узнает знакомых людей, игрушки. Младенец, общаясь с близкими взрослыми, развивается и в эмоциональном плане. Он умеет удивляться, тревожиться, расслабляться при удовлетворении потребности. После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме (с этого, собственно, и начинается младенчество как возрастной период), он доброжелательно реагирует на любого человека. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. Однако, если тот демонстрирует свое доброе отношение, настороженное внимание сменяется радостью. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Особенно боятся дети остаться наедине с незнакомым человеком. Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый "страх расставания" - грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, а затем и некоторые звуковые сочетания. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, а сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.